|
Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению Активно, совместно, целенаправленно заниматься с ребенком дома нужно с самых первых дней его жизни, опираясь на знание возрастных особенностей развития детей, описанных в трудах детских психологов (Л.С.Выготского, Р.С.Немова, И.Ю.Кулагиной, В.С.Мухиной, Л.Ф.Обуховой, Т.Д.Марцинковской и др.), физиологов, педагогов, а также на понимание индивидуальных особенностей своего ребенка. Вначале это просто уход за малышом, постоянное тактильное общение, обучение первым игровым навыкам. С раннего возраста с помощью родителей ребенок начинает постигать азы развития речи, получает первоначальные представления об окружающем, учится общаться с людьми, познает себя. Малыш пробует рисовать, лепить, конструировать, играть с предметами, затем включается сюжетно-ролевые игры и в игры с правилами. Если в раннем детстве ребенок действует по образцу, подражая взрослым, то начиная с младшего дошкольного возраста он всё больше стремится к самостоятельности при небольшой помощи взрослых. Девизом дошкольного периода детского развития можно считать слова «Помоги мне сделать это самому».
Только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. Школьная (поурочная) модель обучения в дошкольном возрасте неправомерна, потому что ведущим видом детской деятельности является игра. Собственно, вся развивающая совместная деятельность взрослого с ребенком призвана подготовить ребёнка к школе. Это не значит, что ребенка достаточно вооружить набором необходимых знаний, умений и навыков. Необходимо сформировать всестороннюю готовность: физиологическую, интеллектуальную и личностную (мотивационную). К 6-7 годам у ребенка должна намечаться готовность к изменению образа жизни, к общению с новыми людьми, к выполнению новых обязанностей, к приобретению и использованию новых знаний. С начала старшего дошкольного возраста (с 5 лет) родителям следует уделять особое внимание формированию у детей произвольности (готовности делать не только то, что нравится и хочется, но и то, что нужно – усидчиво, прилежно, качественно, аккуратно, доводя начатое дело до конца). Нужно заниматься развитием речи ребенка: формированием словаря, правильного звукопроизношения, связной речи, учить звуковому анализу, пересказу, рассказыванию по картинкам, творческому рассказыванию, побуждать ребенка заучивать наизусть небольшие стихотворения. Необходимо постоянно расширять кругозор ребенка: беседовать с ним, обращая внимание ребенка на интересные явления и факты, отвечать на детские вопросы, побуждать ребенка задавать вопросы и размышлять, заниматься элементарным экспериментированием, читать и обсуждать детскую художественную литературу. Нужно формировать элементарные математические представления: понятия о форме, величине, пространстве, времени, количестве и счете, ориентировке. Учить классификации, анализу и синтезу. Развивать логическое мышление с помощью специальных заданий. Развивать мелкую моторику в быту, а также с помощью продуктивных видов детской деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования, работы в тетрадях в клетку и в прописях. Прекрасные результаты дает регулярная пальчиковая гимнастика. Большое внимание должно уделяться развитию детской самостоятельности и творческой деятельности. Ни на минуту нельзя забывать о сохранении и укреплении физического и психического здоровья будущего школьника, необходимо приучать ребенка к соблюдению определенного режима дня, создавать условия для обеспечения достаточной двигательной активности, побуждать заниматься зарядкой, физкультурой, играть в подвижные игры, проводить физкультминутки, закаливать ребенка. Не следует забывать и о трудовом, нравственном, эстетическом, музыкальном воспитании. Только так, всесторонне развивая дошкольника, взрослые подготовят его к поступлению в 1 класс, помогут легко адаптироваться и успешно учиться. |
|