МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 10 "Радуга" 

Коломенский городской округ 

Адрес: 140483, Московская область, Коломенский городской округ, п. Радужный, д.29а; п. Возрождение, д.20 

Телефоны 8(496)617-03-88, 8(496)617-72-79 

Электронная почта  detsadraduga10@mail.ru


Администрация Коломенского городского округа http://www.kolomnagrad.ru/

Управление образования Администрации Коломенского городского округа http://www.edu-kolomna.ru/


Категории раздела

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МДОУ [37]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ МДОУ [2]
МАТЕРИАЛЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР Коротковой Л.С. (высшая квалификационная категория) [9]
МАТЕРИАЛЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО МДОУ Павловой М.И. (высшая квалификационная категория) [1]
РАБОТА С ПРАКТИКАНТАМИ [1]

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР Коротковой Л.С. (высшая квалификационная категория)

Доклад заместителя заведующего по ВМР Коротковой Л.С. «Формирование ОБЖ дошкольников в воспитательно-образовательной работе ДОУ».
25.03.2012, 11:14
Семинар 

«Работа должностных лиц по обеспечению антитеррористической безопасности»

29 ноября 2011г

 

  Наша жизнь в условиях растущего социального и экологического неблагополучия доказывает необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопасности жизнедеятельности. 
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы непосредственно оберегать и защищать ребенка. Необходимо готовить детей к встрече со сложными и опасными жизненными ситуациями и учить находить выход из них.

Содержание образовательной области «Безопасность» общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности детей и формирования предпосылок их экологического сознания через решение следующих задач:

-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Методическое обеспечение ДОУ включает в себя:
-Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной;
-Пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белой и соавторов;
-Пособие «ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнышевой;
-«Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей мерам пожарной безопасности»;
-Разнообразную дополнительную тематическую литературу.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности воспитатели и специалисты нашего детского сада реализуют следующие цели:
-Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
-Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости – действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает в себя целый комплекс задач:
-Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
-Знакомство с источниками опасности на улице и возможными способами предотвратить опасную ситуацию или избежать её;
-Формирование знаний о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-Воспитание грамотного участника дорожного движения;
-Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к природе;
-Формирование бережного отношения к человеческому организму, понимания ценностей здорового образа жизни;
-Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила безопасности неэффективно.
Поэтому необходимо выделить правила поведения, которые дети должны соблюдать неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность, и найти адекватный способ объяснения детям этих правил. Также нужно отслеживать их выполнение, ведь важна не только сумма усвоенных ребенком знаний по безопасности, важно умение дошкольников вести себя в различных нестандартных жизненных ситуациях.

 В дошкольном возрасте велика эмоциональная зависимость детей от взрослых, и степень эмоционального комфорта ребенка напрямую зависит от действий окружающих его взрослых людей. Образовательная область «Безопасность» неразрывно связана с образовательной областью «Здоровье», и нашими целями являются не только обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и их подготовка к жизни в современном обществе, но и постоянная забота об эмоциональном благополучии каждого дошкольника. 

Ребенок всегда дитя своего времени. Учитывая не совсем здоровый образ жизни современного общества, непрерывное ухудшение экологической обстановки в мире, а также тот фактор, что в последние десятилетия рождаются и взрослеют дети с ослабленным здоровьем, в том числе и его психической составляющей, прививая дошкольникам основы безопасности жизнедеятельности, мы ни на минуту не должны забывать о профилактике возникновения и развития детских страхов, неврозов и фобий.

Вследствие этого реализация задач формирования основ безопасности жизнедеятельности в нашем детском саду осуществляется с учетом основных принципов:

1. Принцип возрастной адресованности - формы и методы воспитания и обучения соответствуют возрастным особенностям развития детей.

2. Психологической комфортности (снятие стрессовых факторов в процессе воспитания и обучения).
 Так, для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми детям предлагаются игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов мы используем образы сказочных животных, переделывая финал сценки на благополучный. 

3. Индивидуального подхода.
Например, в ходе тренингов по теме «Свой-чужой» мы стремимся научить правильно себя вести прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе детей, чтобы в случае реальной опасности они сумели позвать на помощь, чтобы окружающие люди поняли, что совершается именно насилие, и не перепутали его с детскими капризами.

4. Доступности (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей).

5. Наглядности (воспитание и обучение с использованием иллюстративного материала).

6. Включения детей в разнообразную деятельность (в первую очередь - в ведущую деятельность дошкольников - игровую, а также в театрализованную, познавательную, проблемно-поисковую), интеграция видов деятельности.

Ребенок лучше усваивает материал в наглядно-действенной форме с опорой на практическое или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию.

Также учитываются следующие принципы:

 7. Принцип полноты – реализация программы по безопасности по всем основным разделам. 

 8. Системности и последовательности (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем, работа проводится системно, в течение всего учебного года). 

 9. Преемственности – слаженное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи. 

В 2011-2012 учебном году, вследствие перехода на календарно-тематическое планирование, тематика организованной образовательной деятельности «ОБЖ», проводимой в каждой возрастной группе, начиная со II младшей, 1 раз в месяц, соответствует тематике определенной недели. Например, в неделю знакомства с бытовой техникой в детском саду закреплялись правила обращения с электроприборами.

 Мы стремимся актуализировать, уточнить, систематизировать, закрепить знания детей о правилах безопасности в течение каждого дня, в разнообразных режимных моментах. 

В группах ДОУ организована соответствующая предметно-развивающая среда: созданы уголки безопасности, игротеки, сформированы библиотеки, фильмотеки, имеются разнообразные ширмы и плакаты.

В своей работе мы применяем следующие формы и методы:

-Организованная образовательная деятельность «ОБЖ», включающая в себя разнообразные виды детской деятельности – 1 раз в месяц в каждой возрастной группе, начиная со II младшей;
-Воспитание и обучение в режимных моментах;
-Тематические недели безопасности;
 -Дни профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, дни защиты детей, дни здоровья; 
-Праздники с приходом сказочных персонажей;
-Конкурсы;
-Викторины;
-Спортивные мероприятия;
-Спектакли с участием педагогов, педагогов и детей дошкольного и школьного возраста (преемственность с радужненской школой); 
-Развивающие игры: дидактические - настольно-печатные и словесные; сюжетно-ролевые; игры-драматизации; подвижные игры;
-Чтение и обсуждение художественной литературы на тему безопасности, загадывание загадок, заучивание стихотворений;
-Беседы, обсуждения;
-Рассматривание и обсуждение предметных, сюжетных картинок, иллюстраций; 
-Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, диафильмов;
-Создание, обыгрывание и разбор проблемных ситуаций;
-Тренинги, тематические тренировки;
-Продуктивные виды деятельности – работа в прописях «Безопасность»; рисование, раскрашивание, лепка, аппликация;
-Выставки детского и детско-родительского творчества;
-Разучивание песен;
-Экскурсии; встречи с людьми, работающими в службах спасения.

Задача каждого педагога – сделать доносимый материал максимально понятным, запоминающимся, научить ребенка мыслить логически, соблюдать правила безопасности, быстро искать оптимальный выход из сложившейся неблагоприятной ситуации.

Мы вводим правила в жизнь детей, показываем разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, и на основе усвоенных знаний и умений помогаем осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Одно из важнейших направлений нашей деятельности – работа с родителями.

Цели взаимодействия с родителями – объяснить взрослым членам семьи актуальность и важность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, которые необходимо закреплять, с которыми необходимо знакомить ребенка дома, обмен мнениями, опытом, поиск оптимальных путей в решении общих задач.

Так, сотрудничество с семьями на основе недавнего опроса детей старшего дошкольного возраста по вопросам блока «Ребенок и другие люди» показало, что, оказавшись в смоделированной взрослыми проблемной ситуации, теоретически подкованный ребенок на практике может повести себя совершенно не так, как мы ожидаем.
Было принято совместное решение о необходимости проведения тренингов по безопасности не только в ДОУ, но и дома.

Наглядный пример взрослых убедителен. Правила безопасности должны соблюдать прежде всего окружающие ребенка взрослые – воспитатели и члены семьи, поэтому мы выбираем педагогику тесного сотрудничества.

В нашем детском саду проводятся анкетирования родителей, беседы, присутствуют и обновляются средства наглядной агитации: стенды, плакаты, ширмы в приемных групп, осуществляется круглогодичное и сезонное консультирование родителей, раздаются памятки, родители участвуют в воспитательно-образовательных мероприятиях на тему безопасности, помогают детям готовить выставочные работы.

Наша общая цель – обезопасить жизнь детей.

Итак, формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ – непрерывный систематический последовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства, призванный сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих и воспитать готовность к обоснованным, эффективным действиям в опасных ситуациях.
Категория: МАТЕРИАЛЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР Коротковой Л.С. (высшая квалификационная категория) | Добавил: LS
Просмотров: 313 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта